Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

300-летие Царского села. Открытие парадных залов Александровского дворца.

Июнь 2010 г.

В конце 2009 года мне пришло в голову найти материал о царских куклах; несколько месяцев я собирала информацию в интернете, разыскивала и читала упомянутые первоисточники и другие книги с воспоминаниями в надежде найти хоть что-то новое и незамеченное. В итоге выложила в своем блоге отобранный материал. И в это же время независимо от меня был запущен проект МОАК о восстановлении экспозиции деских комнат в Александровском дворце. Президент МОАК Светлана Пчельникова пригласила меня в проект в качестве консультанта по куклам.

От первоначальной идеи восстановить августейших кукол силами мастеров-кукольников отказались, было решено искать оригинальные антикварные куклы того периода тех же марок и моделей, которые указаны в каталоге ГИМ или которых удалось опознать по существующим фотографиям. 

К торжественному открытию Александровского дворца 23 июня совместными усилиями была подготовлена мини-экспозиция, включающая в себя кукол, игрушки и разные предметы детского быта того времени. Особое внимание было уделено поискам куклы, подходящей на роль "Царицы". Она нашлась у меня на полке. И хотя оригинальная "Царица", хранящаяся в Сергиево-Посадском Музее игрушки сделана фирмой Jules Steiner, её роль стала играть современная реплика Jumeau. Кто знаком с рынком маленьких реплик, тот знает, что реплик кукол Steiner такого размера найти невозможно. На черно-белой фотографии - оригинальная музейная "Царица". Наряд для нашей копии шила реставратор Софья Мартьянова, здесь он еще не закончен, предстоит пришить "хвостики" и бусинки.

Некоторые считают, что именно эту куклу президент Франции Феликс Фор подарил маленькой княжне Ольге в 1896 году, но это не так. "Царица" выставлялась на Международной Парижской выставке в 1900 году, где она прямо с прилавка и была подарена одной из великих княжон. Причем, ее одежда сшита достаточно небрежно, как будто это срочный заказ. Возможно, о посещении выставки русской царской семьей стало известно лишь накануне, и было решено по такому случаю сшить специальный наряд. А кукла Фора канула в лету, оставив только футляр и пару платьев. 

 Так выглядел один из залов Александровского поздно ночью 22 июня. В идеале все это должно быть на втором этаже, там, где и была детская половина, но ее реставрация начнется лишь после того, как будет сделан первый этаж, то есть очень и очень нескоро.

Мы с Соней Мартьяновой распаковываем и одеваем кукол.

Утром 23 июня мы пошли доводить до ума все, что распаковали ночью.

В противоположном углу зала стояла кое-какая мебель и подлинная антикварная тигровая шкура. Без нее не обходится ни один репортаж о коллекциях музея, и моя запись тоже не исключение. Этот тигр видел семью Николая II в ночь на 1 августа 1917 года, когда они сидели на узлах в ожидании переезда в Тобольск. Сейчас он смотрит на наших кукол.

Они тоже стоят на столетнем ковре. Обратите внимание на книгу в левом углу. 

Это найденная мною оригинальная антикварная английская детская книга «Puss In Boots» с картинками известного художника-иллюстратора Уолтера Крейна (Walter Crane), издательство J. Lane, 1897 год. Абсолютно такое же издание, что было подарено великим княжнам Ольге и Татьяне на Рождество 1900 года старшей сестрой Александры Федоровны Викторией. В идеальном для такого возраста состоянии. Ее фотография есть на стр. 41 каталога выставки ГИМ "На детской половине" 2000 года. Оригинал хранится в Российской Государственной библиотеке.

В центре - кукла, привезенная Светланой Пчельниковой. Шляпка шилась мною для Армана Марселя, но этой кукле она оказалась нужнее и более подходящей по размеру. Фирма Wiesenthal, Schindel & Kallenberg, Германия, начало 1900-х. Голова - Simon & Halbig, сделана для фирмы WSK, где куклу собрали полностью. 
Кукла держит за ухо Cониного мишку. Мишка оказался совершенно очаровательный, с кожаными подложками под стеклянные глазки, короткий плюш, горбик, опилки, решили, что мишка не позднее середины ХХ века. Он не совсем годится по возрасту, но очень даже подходил по настроению - какая детская комната без такого уютного мишки?

Слева - с лошадкой в ладошке сидит моя Kämmer & Reinhardt, в оригинальном парике, старинном матросском костюме, в старинных туфлях и новых шерстяных чулочках от Алены Василь. Она не останется в музее и уедет домой. В центре с коляской - Моя Armand Marseille 390n, 70 см. Коляска - современная релика старинной.  Справа симпатичная авторская кукла-стилизация, поставлена для композиции. На стульчике - мой кукольный фарфоровый сервиз с ручной росписью. На ковре - немного мебели для кукольного домика.


Здесь - кукла Simon & Halbig 1078, подаренная музею моей подругой. Туфельки шила я.

Моя кукла фирмы SFBJ раннего периода, предположительно около 1905. Весь костюм (исключая панталоны) - антикварный, оригинальные туфли с фирменной маркировкой Jumeau в виде пчелы и черными муаровыми ленточками. 

Моя Kestner 167, 52 см. Шила ей белье, туфли, парик и боннет.

Simon & Halbig 1079 DEP , привезенная Светланой Пчельниковой. Такая кукла просто обязана быть, раз существуют царские более дешевые S&H 1080 DEP. Можно считать эту куклу 100% попаданием в тему.

Это наша "звезда" - шагающий французский автоматон Roullet & Decamps с головкой Simon & Halbig 1078. Тоже дар Светланы Пчельниковой.

Бедная кукла наверное в жизни столько не ходила, как в день открытия. Она смешно переступает ножками, не маятником вперед-назад, а поднимает ногу, втягивая ее в корпус, переводит вперед и опускает. Как она ходит, есть крошечный момент в ролике, который я выложу в конце записи, её снимали все. 

"Царица" в законченном костюме - к мантии пришиты черные хвостики, бусинки на юбку, современные жемчужины на короне заменены старинными из крашеного желатина, из бусинок и канители сделано колье. Сама кукла моя, работы по костюму - Сони Мартьяновой. 

Эта странная коробочка - фотокамера Kodak Brownie начала века, снимает уже на пленку. Такие фотоаппараты были у всех членов царской семьи, в том числе и у детей. Нашла ее я, просто стало интересно, что за коробки в руках у княжон на снимках, потом решила предложить в экспозицию, как элемент детского быта. Соня догадалась положить рядом фотографии, стало немного понятнее.

До открытия до нас уже добрались журналисты, а позже выстроится настоящая очередь. Как я ни отказывалась от выступлений, но все же несколько интервью дать пришлось. Здесь интервью берут у Светланы Пчельниковой.

 Торжественное открытие. У микрофона директор музея Ольга Таратынова.

В фонды музея был возвращен портрет последней императрицы Александры Федоровны, выполненный её сестрой Елизаветой Федоровной. С 1941 года этот портрет считался бесследно исчезнувшим. Однако в этом году в генеральное консульство России во Франкфурте-на-Майне обратилась гражданка Германии Зигрид Гентле и передала исчезнувшую вещь.
Она рассказала, что портрет ей достался от отца. Находясь на территории Пушкина во время войны, он выменял солдатский паек на этот рисунок у незнакомой женщины.

Князь Дмитрий Романов с супругой Дороти идут разрезать ленточку. Слева - министр культуры Александр Авдеев, справа  - актер Александр Галибин. За ними - другие члены семьи Романовых.

Все предметы - куклы, кукольное приданое, книга, фотокамера, сервиз, игрушки - переданы музею в дар. Сейчас они находятся в постоянной экспозиции. Домой уехали только мишка и кукла в голубой матроске.

Небольшой ролик: http://www.tv100.ru/news/Carskoselskij-prazdnik-26922/

О событии было написано в журнале «Мир кукол» № 03/10 (31):

 

Опубликовать в социальных сетях: